Радиовещательный автомобильный приемник

В настоящее время промышленность выпускает более десяти моделей автомобильных транзисторных радиоприемников, в которых широко применяются пьезоэлектрические фильтры, полупроводниковые стабилизаторы, интегральные микросхемы и другие элементы современной радиоэлектроники. В соответствии с ГОСТ 17692 - 89 приемники радиовещательные автомобильные по своим электрическим, электроакустическим параметрам и техническим требованиям делятся на три класса: I, II и III (А и Б),

Автомобильные приемники сконструированы в расчете на установку и эксплуатацию в легковых, грузовых автомобилях и автобусах. Специфической особенностью их является работа в условиях сильного воздействия индустриальных помех и непрерывного изменения напряженности электромагнитного поля при движении. Поэтому схема и конструкция автомобильных приемников должны отвечать повышенным требованиям по сравнению с теми, что предъявляются к стационарным и переносным радиоприемникам.

Автомобильный приемник работает в условиях постоянного воздействия источника помех - работающего двигателя автомобиля, цепей зажигания и заряда аккумуляторов, а также датчиков указателей температуры, давления масла и др. Уровни отдельных составляющих спектра помех от системы электрооборудования автомобиля на частотах радиовещательных диапазонов составляют сотни микровольт. Воздействие таких помех снижает качество приема радиосигналов. Поэтому помимо установки резисторов, подавляющих паразитные колебания в высоковольтных цепях зажигания, производится тщательное экранирование проводов в цепях заряда аккумуляторов и датчиков, применяются специальные съемные экраны и фильтры низких частот. Тщательно экранируется весь радиоприемник. Должен быть обеспечен надежный электрический контакт между корпусом приемника и экраном и его отдельных узлов, между общими выводами плат печатного монтажа, между корпусом приемника и корпусом автомобиля.

В качестве элемента настройки в автомобильных приемниках не применяются конденсаторы переменной емкости (КПЕ), так как при движении автомобиля за счет сильных вибраций сбивается настройка, появляется микрофонный эффект. Кроме того, использование малогабаритных КПЕ неприемлемо из-за низкого перекрытия по емкости в диапазонах ДВ и СВ. Применение крупногабаритных КПЕ для автомобильных приемников также неприемлемо по конструктивным соображениям. Поэтому настройка контуров приемника в диапазонах ДВ, СВ и KB производится при помощи ферроиндукторов (перемещением сердечников из альсифера), а для настройки блока УКВ - с помощью алюминиевых сердечников. Исключение составляют приемники, которые могут работать как в автомобиле, так и вне его (например, «Урал-авто», «Урал-авто-2»), в которых используются как ферроиндукторы, так и блоки КПЕ. Эти приемники могут работать в двух режимах: автомобильном и переносном. В автомобильном режиме питание приемника осуществляется от бортсети, а сигналы на его вход поступают с автомобильной антенны. В переносном режиме приемник питается от автономного источника, а сигналы поступают на его вход со встроенной магнитной или телескопической антенны. К автомобильным приемникам, работающим только в диапазонах ДВ и СВ можно подключать специальные коротковолновые приставки, позволяющие принимать сигналы радиостанций диапазона КВ. Приставки представляют собой конвертор, преобразующий частоты растянутых KB поддиапазонов 75, 65, 56, 49, 41, 31 и 25 м в частоты одного из участков средневолнового диапазона. В приставках предусмотрена специальная кнопка, при выключении которой автомобильная антенна переключается на выход приставки и обеспечивается возможность приема радиосигналов в диапазонах ДВ и СВ.

Важнейшим функциональным элементом радиотехнических систем является радиоприемное устройство (РПУ), способное воспринимать слабые радиосигналы и преобразовывать их к виду, обеспечивающему использование содержащейся в них информации. В состав радиоприемного устройства входят радиоприемник, антенна и оконечное устройство. Приемник выделяет из спектра входных колебаний полезные сигналы; усиливает их за счет энергии местного источника питания; осуществляет обработку, ослабляя действие помех, присутствующих во входном колебании; детектирует радиочастотные сигналы, формируя колебания, соответствующие передаваемому сообщению. В оконечном устройстве энергия выделяемых сигналов используется для получения требуемого выходного эффекта - звукового, визуального, механического и прочих.

По электрическим, электроакустическим параметрам и комплексу эксплуатационных удобств стационарные и переносные приёмники разделяют на четыре группы сложности, автомобильные радиовещательные приёмники на три группы и выделяют малогабаритные приёмники. Выпускаются радиоприемники, позволяющие принимать передаваемые радиовещательными станциями амплитудно-модулированные (АМ) сигналы в диапазонах длинных волн (ДВ), средних волн (СВ) и коротких волн (КВ), а также частотно-модулированные (ЧМ) сигналы в диапазоне УКВ.

Современные радиовещательные приёмники АМ и ЧМ сигналов в большинстве случаев строят по супергетеродинной схеме. Это обусловлено тем, что данная схема обладает наилучшими параметрами, а именно: хорошей стабильностью работы и очень малым уровнем искажения.

В настоящее время широкое распространение получили интегральные микросхемы (ИМС) на которых выполняются каскады приёмника. Следует отметить, что при выборе ИМС предпочтительнее те, которые включают наибольшее число каскадов, так как это повышает надёжность устройства. В ходе выполнения своего курсового проекта я продемонстрирую наилучший выбор ИМС.

    Другое по теме:

    Физика и биология мобильного телефона
    Мобильные радиотелефоны (MPT) очень быстро внедряются в нашу повседневную жизнь. Миллионы людей ежедневно пользуются МРТ, которые становятся непременным атрибутом современного человека. Все чаще среди разговаривающих по мобил ...

    Исследование систем управления манипулятором MR-999Е
    Зрительные возможности робота, как и людей, обеспечиваются сложным чувствительным механизмом, который позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды. Использование технического зрения и других методов очувствления дик ...

    ©  www.techvarious.ru - 2018